Добавить комментарий

Аватар пользователя colors-of-flowers

Как правильно подбирать цвета для клумбы

Иттен Искусство цвета

Данной теме будет посвящен небольшой цикл статей, сегодня поговорим о теории цвета в целом, на основе одной из самых популярных и рекомендуемых книг для художников и дизайнеров «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена.

Иоханнес Иттен – швейцарский художник и педагог, свою книгу он писал для художников и это очень сильно чувствуется: воспринимается она местами довольно сложно, примеров мало, поэтому есть стойкое ощущение, что сегодня я делают только первый шаг в попытке во всем этом разобраться. Впрочем, цель ясна – что из всей этой теории можно применить в садовом дизайне и как именно это можно сделать.

Сам Иоханнес Иттен только слегка касается вопроса оформления клумб, но я решила привести здесь этот кусочек полностью:

 "Садовникам также приходится повседневно сталкиваться с важными проблемами формы и цвета. Они наблюдают за ростом растений, их формами, пропорциями, окраской цветов, листвы и плодов. Если они хотят добиться надлежащего эффекта, то им следует учитывать состояние почвы, вид окружающих растений и камней и, наконец, условия света и тени. Садовник не может выбирать те или иные растения, отдавая предпочтение определённым и нравящимся ему цветам. Поскольку было бы ошибкой сажать темно-синий шпорник на фоне коричневой изгороди или жёлтые цветы на фоне белой каменной стены, потому что фон не позволит окраске цветов прозвучать в полную силу."

Грозно, но сомнительно. Лично мне по поводу желтого на белом сразу вспоминаются нежнейшие ромашки – так ли уж они недостойны существования? Поэтому, прежде чем пойти дальше, давайте определимся:

Какой вообще смысл себя ограничивать?

Хороший такой вопрос, возникающий довольно часто, когда хочется и тот цветочек, и вот этот, и вот еще такого у меня нет… Мы смотрим на цветовой круг в целом и, в принципе, лично меня в нем ничего не напрягает, очень гармоничное и красивое разноцветье, которое запросто можно повторить в своем саду и все будут только восхищаться. Это с одной стороны.

С другой стороны у нас профессиональные ландшафтные дизайнеры, часто повторяющие, что столь большое множество оттенков привлекает только в первые годы, потом – надоедает, поэтому лучше сразу задуматься о стиле своего сада, да еще и просчитать этот стиль на десяток лет вперед. Для парка – да, для своего домашнего садика утверждение, на мой взгляд, сомнительное, в конце концов, если надоест – можно пересадить по разным углам, позаботившись о плавности цветовых переходов  между ними. У чисто белого сада, например, шанс надоесть, опять же на мой личный взгляд, куда выше.

Для меня более существенным стал третий момент: когда в глазах уже начинает рябить от просмотренных фотографий цветников, замечаешь, как сильно отдельные сочетания оттенков начинают «резать глаз». В моем случае это больше всего касается вкраплений насыщенно синих и серебристых тонов на передних планах, а также крупных цветов чистого красного цвета. И отдельно – тщательно прополотые клумбы с редкими зелеными кустиками и еще более редкими вкраплениями цветов, то есть когда фон цветника не зеленый, а коричневый или черный.

Еще меня часто смущает какая-нибудь мелочь, вроде злаков или гипсофилы, около роз и лилий – да, букеты из роз с гипсофилой я тоже не люблю, мне кажется, эти мелкие цветочки «прибедняют» крупные цветы. Только если букет становится очень большим, разноцветным и разнотравным – вплоть до куста шиповника или мальвы на большом лугу - в сердце опять воцаряется гармония. Логически объяснить я все это не могу, но когда дело дошло до дизайна своего цветника – решила попробовать разобраться.

Есть ли у нас право на личные предпочтения в садовом дизайне? Что такое гармония?

Иоханнес Иттен является автором самого известного цветового круга из 12 цветов:
первичных: желтого, красного и синего;
образованных из их смешения вторичных: оранжевого, фиолетового и зеленого;
и промежуточных третичных: желто-оранжевого, красно-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового, сине-зеленого, желто-зеленого.

Цветовой круг – главный помощник всех художников, дизайнеров, фотографов и прочих лиц, тесно связанных с поиском гармонии и нужного воздействия сочетания цветов на зрителя. И здесь очень важный момент, о котором лично я раньше не задумывалась – о какой именно гармонии идет речь? О гармонии объективной - гармонии равновесия!

В своей книге Иттен настоятельно рекомендует сначала самостоятельно поэкспериментировать с разными красками и понять, какие их сочетания кажутся гармоничными именно вам, потому что то что мы называем гармонией, на его взгляд, очень субъективно и интересно скорее с точки зрения психологии, чем с точки зрения правильности художественных теорий. Но очень важно, потому что именно наш личный взгляд на гармонию в этом мире позволит привнести в теории уникальность, характерную именно для данного художника. Пока вы не знаете - как правильно, вам открыты все дороги к изучению собственной личности и ваша фантазия не будет ничем ограничиваться.

А вот потом уже можно изучать теорию цвета, контраста и гармонии совсем с другой точки зрения - с точки зрения равновесия. Объективная гармония для теории цвета - это совершенное равноправие двух или большего количества цветов и чтобы добиться этого равноправия - нужно знать законы взаимодействия, основанные на контрасте, который может выражаться в самом цвете, его светлости, яркости, температуре, насыщенности, и количестве по отношению к другому конкретному цвету. Таким образом, теория цвета по Иттену – это теория взаимодействия контрастов.

контраст цветового распространения Иоханнеса ИттенаЛучше всего объективную гармонию Иттена характеризует количественный контраст двух цветов – контраст цветового распространения. Согласно теории, два цвета объективно гармоничны только при правильно подобранном количественном соотношении! То есть сочетание красного и зеленого будет гармоничным, только если они соотносятся друг к другу в пропорции 1:1!  Желтый и фиолетовый – 1:3, оранжевый и синий – 1:2.

Для просчета гармоничных сочетаний основных и дополнительных цветов известны точные цифры:
жёлтый: 3
оранжевый: 4
красный: 6
фиолетовый: 9
синий: 8
зелёный: 6

Таким образом:
жёлтый:оранжевый = 3:4
жёлтый:красный = 3:6
жёлтый:фиолетовый = 3:9
жёлтый:синий = 3:8
жёлтый:красный:синий = 3:6:8
оранжевый:фиолетовый:зелёный = 4:9:6

А вот красные точечки на зеленом фоне – это сильный контраст, но не гармония, не равновесие. И тут уж нам самим нужно решать, а нужно ли нам равновесие в том или ином случае. Или важнее как раз выделить красные розы на фоне зеленого сада? Обратное тоже верно: если красных цветов у вас так много, что они почти «забили» зеленый фон – догадайтесь, какой цвет будет больше всего притягивать внимание ваших гостей? Согласно теории цвета – зеленый.. Проверить это можно, посмотрев на обложку книги «в трубу», отсекая периферийное зрение каким-нибудь свернутым в трубочку журналом.

Именно поэтому больше всего меня удивляет в теории цвета то, что все художники учитывают влияние зеленого цвета на своих картинах, но мне пока не встретилась ни одна статья, которая бы учитывала его в ландшафтном дизайне.. Ландшафтные дизайнеры вспоминают о наличии зеленого на цветовом круге только тогда, когда хотят составить монохромный цветник из разных оттенков зеленого, во всех остальных случаях его просто не замечают.

Поэтому сейчас мы проведем эксперимент: все рекомендуемые цветовые схемы на цветовом круге рассмотрим с точки зрения классического зеленого цвета. Правда, здесь есть три важных момента.

Первый: очень часто в наших садах классический зеленый соседствует с желто-зеленым, который даст уже совсем другую схему. Но при изучении теории мы этот момент учитывать пока не будем.

Второй: цветовой круг Иттена – не единственный. Кроме него часто встречаются еще два: упрощенный на восемь цветов  (7 цветов радуги + пурпурный) и более современный цветовой круг Манселла – еще более сложный для восприятия и наиболее отличающийся от круга Иттена при сравнения противоположных цветовых оттенков.

Цветовое пространство Альберта Манселла интересно тем, что учитывает не только цветовой тон, но также его яркость и насыщенность. Основных тонов пять: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Противоположные тона на круге при смешивании дают серый цвет. Красному цвету противоположен – сине-зеленый, зеленому – красно-фиолетовый, желтому – сине-фиолетовый, фиолетовому – желто-зеленый, синему – оранжевый (ура, в этом случае круги совпали!).

Восьмицветный цветовой круг и цветовой круг Манселла

Третий момент: самый приятный. 12 цветов - не строгое ограничение для круга Иттена, оттенки можно дробить и дальше, было бы желание.

Эксперимент 1 –  гармония зеленого

Сразу оговорюсь, что в этом эксперименте используются данные не только данной книги, но и статьи по теме, найденные на просторах интернета: все они более-менее повторяют друг друга и сходятся на том, что можно выделить следующие интересные и гармоничные сочетания. Иттен называет эти сочетания по геометрическим фигурам, которые их образуют: квадрат, прямоугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний; в интернете чаще встречаются термины контраст, триада, тетрада, аналогия, акцент аналогия, а также некоторые другие, несколько запутывающие ситуацию и иногда даже противоречащие друг другу.

И вот эту теорию контрастов я их применю к классическому зеленому цвету. Цвета можно также варьировать по насыщенности и яркости, но в данном случае мы этим заниматься не будем.

гармония цветового контраста на цветовом круге Иттена

Про самый сильный контраст (комплиментарная схема) с противоположным на круге красным (или красно-фиолетовым по Манселлу) мы уже подробно говорили.

Чуть менее выраженный контраст будет с красно-оранжевым или красно-фиолетовым. Сочетание всех трех цветов дают контрастную триаду (желтый равнобедренный треугольник на картинке).

контраст и контрастная триада в дизайне цветников

Классическая триада (малиновый равносторонний треугольник) – зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Как правило, в количественном соотношении оставляют доминировать один цвет, а два акцента создают яркий, но нежный и устойчивый образ. 

Аналогичная триада - (аналогия, аналоговая схема - зеленый треугольник) – зеленый, желто-зеленый, сине-зеленый. Самая спокойная, плавная схема. Может затрагивать не три, а четыре цвета – то есть в нашем случае желтый или синий цвета.

Акцент аналогия  (синий равносторонний треугольник) - зеленый (может не включаться в ряд), желто-зеленый, сине-зеленый, красный.

Тетрада (серый и голубой прямоугольники, красный квадрат) – зеленый, синий, красный, оранжевый или зеленый, желтый, красный, фиолетовый. Квадрат: зеленый, желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый. Трапеция - два цвета рядом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов - зеленый, желто-зеленый, фиолетовый и красно-оранжевый.

триада и тетрада в садовом дизайне

Шестиугольник - три пары дополнительный цветов - желтый, фиолетовый, оранжевый, синий, красный, зеленый или желто-оранжевый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, желто-зеленый и сине-зеленый.

На сегодня, пожалуй, достаточно smiley Искать примеры конкретных клумб довольно сложно (про сорта даже не спрашивайте, некоторые фотографии пришлось дополнительно обрабатывать до соответствия нужному оттенку), но, надеюсь, хотя бы примерное представление у вас сложилось. Для меня будет гораздо интереснее совсем другой эксперимент, "от обратного": в конце мы проанализируем реальные цветники и посмотрим, соответствуют ли приятные глазу сочетания всей цветовой теории в целом.

А в следующий раз мы поговорим о психологии цвета в наших садах, о влиянии тонов друг на друга, об ахроматических белом, черном и сером, а также о пространственном восприятии цвета и о том, как визуально увеличить маленький садик или сделать уютнее большой - оставайтесь на связи!

Тем же, кому хочется продолжения здесь и сейчас, я рекомендую посмотреть два видео-сюжета.

Первый о том, как цветовым кругом пользуются художники, о смешивании цветов и замене одних цветов другими. И, быть может, вы немного почувствуете себя Клодом Моне, заставляющего воздух трепетать разноцветными красками, а сад – самыми разнообразными цветами.

Второе видео о том, как применяют теорию цвета дизайнеры интерьеров. Про цветовой круг в сюжете говорится немного, зато вы узнаете насколько рано развиваются цветовые предпочтения и как сильно различаются у разных людей, как зависит восприятие цвета от освещения и какой цвет подойдет для зоны отдыха.

Книга Иоханнеса Иттена "Искусство цвета" в интернет-магазине OZON